Пассажиры электропоезда Ласточка всегда имеют возможность выбрать удобное для себя место. Схема вагонов и расположение мест в Ласточке зависит от типа поезда и версии салона.
На этой странице показаны схемы для общего понимания конфигурации мест в вагонах поездов:
- Ласточка со стандартным пригородно-региональным салоном. Поезда курсируют по маршрутам Санкт-Петербург – Бологое, Санкт-Петербург – Великий Новгород, Москва – Нижний Новгород, Москва – Орел, Москва – Смоленск, Москва – Вязьма, Москва – Можайск, Краснодар – Адлер, Майкоп – Адлер.
- Ласточка-Премиум с межрегиональным салоном. Поезда курсируют по маршрутам Санкт-Петербург – Петрозаводск, Ростов – Краснодар, Ростов – Новороссийск, Ростов – Кисловодск.
- Ласточка-Премиум с модифицированным межрегиональным салоном. Поезда ходят на маршрутах Москва – Санкт-Петербург, Москва – Иваново, Москва – Курск, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Сортавала, Санкт-Петербург – Печоры.
Примечание. Вагоны поездов Ласточка принято называть:
- Головными – 1, 5 (6, 10 при сдвоенном составе). Они обустроены моторами и имеют кабину управления.
- Промежуточными – 2, 3, 4 (7, 8, 9 при сдвоенном составе). Оснащены токоприемниками и не имеют кабину машиниста.
Схема поездов Ласточка с пригородно-региональным салоном
Головные вагоны 1 (6)

Промежуточные вагоны 2 (7)

Промежуточные вагоны 3, 4 (8, 9)

Головные вагоны 5 (10)

Количество и особенности конфигурации мест:
- Вагоны №1, 5 (6, 10) – по 67 посадочных мест, включая 2 места для лиц с ограниченными физическими возможностями. Можно купить билеты на места для инвалидов. В этих же вагонах находятся биотуалеты. Кресла расположены по схеме 2+2 или 2+3, то есть, с одной стороны 2 либо 3 кресла, а с другой – 2. Также имеется 9 откидных мест. Они считаются менее удобными, поэтому на них можно купить билеты на 30% дешевле.
- Вагоны №2, 3, 4 (7, 8, 9) – по 103 посадочных места по аналогичной схеме 2+2 и 2+3. Предусмотрено 4 откидных места.
Схема поездов Ласточка-Премиум с межрегиональным салоном
Головные вагоны 1 (6) – бизнес-класс

Промежуточные вагоны 2 (7)

Промежуточные вагоны 3, 4 (8, 9)

Головные вагоны 5 (10)

Количество и особенности конфигурации мест:
- Вагоны №1 (6) – 37 посадочных места, включая 33 бизнес-класса и 4 повышенной комфортности. Кресла расположены по схеме 2+2, но есть и одиночные. Предусмотрено 2 места для инвалидов. Имеется 2 биотуалета.
- Вагоны №5 (10) – 45 посадочных мест повышенной комфортности. Кресла установлены по схеме 2-2 и 2+3. Также 2 места для инвалидов и 2 биотуалета.
- Вагоны №2, 3, 4 (7, 8, 9) – 86 посадочных мест схеме 2+2 и 2+3
В целом, по сравнению со стандартом, Ласточка-Премиум имеет места повышенной комфортности, более просторный салон и качественную обивку кресел, в 2 раза больше туалетов, в каждом вагоне оборудованы кулеры с водой.
Схема Ласточка-Премиум с модифицированным межрегиональным салоном
Головные вагоны 1 (6), правая часть вагона – бизнес-класс.

Промежуточные вагоны 2 (7)

Промежуточные вагоны 3 (8)

Промежуточные вагоны 4 (9)

Головные вагоны 5 (10)

Кресла в бизнес-классе расположены по схеме 2+2. В остальной части вагона №5 и вагонах 1, 2, 3, 4 – в конфигурации 2+3 и 2+2.
Количество туалетов в поезде увеличилось до 5. Модифицированные составы считаются более комфортными для поездок.
Важно. Расположение мест в скоростных поездах Ласточка имеет специфическую особенность. Все нечетные номера находятся возле окон. Остальные места в вагонах – четные. Учитывая, что возле окон расположено менее 50% мест, отдельные нечетные номера в нумерации просто не используются.
Поезда Ласточка с новыми вагонами и расположением мест
В настоящий момент идет подготовка производства новых скоростных электропоездов.
Совместный проект РЖД и компании Уральские локомотивы получил название ЭС1М-Д Меридиан.
В ближайшие годы планируется выпустить первый состав смешанной этажности:
- Головные вагоны – 1-этажные.
- Промежуточные – 2-этажные.
В новых поездах Ласточка планируется следующая схема расположения мест:
- Дневная компоновка – стандартно только сидячие места в едином салоне по схеме 2+2.
- Ночная компоновка – кроме обычных сидячих будут введены спальные места, включая 1-, 2- и 4-местное купе.
Также в обоих вариациях электропоезда появится:
- Вагон-бистро.
- Детская игровая зона.
Проектом предусмотрено наличие во всех вагонах систем кондиционирования и дезинфекции, вакуумных туалетов.
В ночной компоновке поезда также будут оборудованы душевые комнаты.
Испытания нового поезда Ласточка
Уже прошли первые испытания поезда Ласточка смешанной этажности с одноэтажными головными и двухэтажными промежуточными вагонами и новой схемой расположения мест.
По состоянию на конец 2025 года электропоезд по проекту ЭС1М-Д Меридиан продолжает находиться в состоянии активных испытаний и подготовки к началу серийного производства.
Хронология ключевых событий (2024-2025 гг.)
- 2024 год: были собраны первые 2 опытных состава (№001 и 002) на заводе Уральские локомотивы в Верхней Пышме.
- Январь 2025 года: состав №001 был доставлен на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ в Щербинке (под Москвой) для начала комплексных приемочных испытаний.
- Весна-Лето 2025 года: поезд проходил интенсивные испытания, включая ходовые и динамические испытания, проверку систем энергопотребления и торможения, а также испытания на безопасность.
- Осень 2025 года: к испытаниям на полигоне Октябрьской железной дороги присоединился второй состав (№002).
Что происходит непосредственно в конце 2025 года?
- Завершение цикла испытаний: к этому времени основной объем испытаний на кольце, скорее всего, завершен или близок к завершению.
- Подготовка к сертификации: идет активная работа по подготовке пакета документов для получения предусмотренного сертификата соответствия.
- Подготовка производства: завод Уральские локомотивы ведет технологическую подготовку к серийному выпуску.
Планы на ближайшее будущее (2026 год)
- Начало серийного производства: запуск серийного выпуска предварительно запланирован на 2026 год. В период с 2026 по 2027 годы Уральские локомотивы могут поставить РЖД до 23 новых поездов.
- Начало эксплуатации: первые серийные поезда должны поступить на маршруты Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород. В перспективе поезда предполагается использовать на дальних межрегиональных маршрутах протяженностью до 1 250 км и заменить ими часть обычных Ласточек.

