За всю историю эксплуатации поездов Ласточка созданы 2 основных типа составов:
- ЭС1 – электропоезд 2-системного питания;
- ЭС2Г – электропоезд постоянного тока.
и их премиальные модификации повышенной комфортности:
- ЭС1П
- ЭС2ГП.
Стандартные поезда Ласточка имеют пригородную версию салонов.
Модифицированные составы междугороднего типа принято называть Ласточка-Премиум.
В целом, в поездах ЭС1 предусмотрено 3 вариации салона:
- Пригородно-региональный.
- Межрегиональный повышенной комфортности. Также называют Ласточка-Премиум.
- Межрегиональный повышенной комфортности, модификация ЭС1П.
В свою очередь, версия ЭС2Г получила салоны:
- Пригородно-городской.
- Городской с уменьшенным количеством сидячих мест.
- Межрегиональный повышенной комфортности, модификация ЭС2ГП
Премиальные модификации ЭС1П и ЭС2ГП активно используются на маршрутах:
- Москва – Минск;
- Москва – Санкт-Петербург;
- Москва – Курск;
- Москва – Иваново;
- Москва – Орел;
- Москва – Нижний Новгород;
- Санкт-Петербург – Сортавала;
- Санкт-Петербург – Псков;
- Санкт-Петербург – Петрозаводск.
Межрегиональные составы повышенной комфортности ЭС1-премиум задействованы на маршрутах:
- Ростов-на-Дону – Имеретинский Курорт;
- Ростов-на-Дону – Новороссийск;
- Ростов-на-Дону – Кисловодск;
- Таганрог – Новороссийск.
Вместе с тем, в Московском регионе, Ленинградской области, на Урале и в Краснодарском крае курсируют пригородные составы. Вариации поездов Ласточка с городским салоном успешно обслуживают пассажиров МЦК в Москве.
Изначально поезд Ласточка имел 5 вагонов. Однако, начиная с декабря 2018 года, составность версии ЭС2Г и модификации Ласточка-Премиум была доведена до 10 вагонов. В настоящий момент поезда этого типа эксплуатируются в составности от 5 до 12 вагонов.
Летом 2021 года исполнение поезда в количестве 10 вагонов также появилось и для премиальной версии ЭС1П.
Поезда ЭС1 в период с 2011 по 2014 годы строились на мощностях Siemens в немецком Крефельде. Версия ЭС2Г и модификационные поезда Ласточка-Премиум производятся на отечественном заводе «Уральские локомотивы». Начиная с 2017 года уровень локализации производства превысил 80%.